ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДДЕРЖКУ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

  • Печать

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в условиях базовой профессиональной образовательной организации - БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З.Гнездилова» (далее - БПОО).

1.2. БПОО обеспечивает поддержку функционирования региональной системы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Алтай, осуществляет методическое сопровождение организации и реализации профессионального образования в профессиональных образовательных организациях Республики Алтай.

1.3. Положение разработано в соответствии с:

·                        Конституцией Российской Федерации;

·                        Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;

·                        Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

·                        Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·                        Федеральным законом от 24 ноября  1995 года №181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов»;

·                        Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

·                        Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

·                        Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

·                        Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;

·                        Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2015 г. № 1297;

·                        Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

·                        Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;

·                        Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26 мая 2012 г. № 2405п-П8 (пункт 22);

·                        Комплексом мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р.;

·                        Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. №1199;

·                        Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513;

·                        Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности,  утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года №515;

·                        Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденными Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой, 20 апреля 2015 г. № 06-830вн;

·                        Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации Н.М. Золотаревой 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн;

·                        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292;

·                        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464;

·                        Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

·                        Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;

·                        Концепцией  проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями, согласованной с  Министерством  образования  и  науки  Российской Федерации 15 июня 2016 г.  №  06-599.

·                        Уставом БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З.Гнездилова»

1.4. Основные понятия, используемые в данном положении:

базовая профессиональная образовательная организация (далее -БПОО) – профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Алтай;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная программа профессионального обучения образовательная программа профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих и программы повышения квалификации рабочих, служащих), адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения лицам с ОВЗ условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих таковых ограничений.

1.5. Направления деятельности базовой профессиональной образовательной организации:

профориентационная деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;

разработка адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения;

реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;

оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

предоставление для коллективного пользования специальных информационных  и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;

сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;

повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова».

1.6. Целью среднего профессионального образования по адаптированным  образовательным программам является обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья доступа к качественному среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению, необходимому для их максимальной адаптации в среде сверстников с нормативным развитием и полноценной социализации в обществе.

1.7. Задачи инклюзивного профессионального образования:

освоение обучающимися профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и (или) программ профессионального обучения;

формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья;

успешная социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение полноценного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества;

эффективная самореализация лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных видах профессиональной деятельности.

1.8. Инклюзивное обучение может быть организовано:

посредством совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одной аудитории базовой профессиональной образовательной организации;

посредством создания группы для лиц с ограниченными возможностями здоровья в базовой профессиональной образовательной организации;

посредством обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации, не являющейся БПОО, но входящей в сетевое взаимодействие с ней.

1.9. Допускается сочетание различных формы организации  образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

2. Организационно-нормативные требования к базовым профессиональным образовательным организациям

2.1. Создание в базовой профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

В БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова» функционирует отдельное структурное подразделения, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Структурное подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова». В задачи структурного подразделения входит профориентационная работа с обучающимися в общеобразовательных организациях, абитуриентами, сопровождение инклюзивного  образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного образования, реализация программ дистанционного обучения инвалидов, содействия трудоустройству выпускников инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации.

2.2. Регулирование локальными нормативными актами базовой профессиональной образовательной организации деятельности по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 

Локальные нормативные акты базовой профессиональной образовательной организации содержат нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

2.3. Ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.  Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, информация, полученная социальным педагогом, а также специализированный учет, осуществляемый профессиональной образовательной организацией.

2.4. Обеспечение информационной открытости базовой профессиональной образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

На сайте базовой профессиональной образовательной организации в сети Интернет должен быть создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

3.Содержание и организация образовательного процесса

3.1. Содержание образования и организация образовательного процесса в базовой профессиональной образовательной организации регламентируется учебным планом, основными профессиональными образовательными программами, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу и мероприятия по социально-психолого-педагогической реабилитации инвалидов.

3.2. Обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения может осуществляться в сетевой форме с привлечением других образовательных организаций, предприятий, что обеспечит реализацию профессиональных образовательных программ.

Обучение по программам среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым не требуются адаптированные образовательные программы обучения, организуется совместно с обучающимися, не имеющими таких ограничений.

3.3. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе не имеющими основного общего образования, которым рекомендованы адаптированные образовательные программы профессионального обучения, могут создаваться отдельные учебные группы.

3.4. Группа профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья открывается на 01 сентября нового учебного года приказом директора базовой профессиональной образовательной организации.

3.5. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в базовую профессиональную образовательную организацию по адаптированным образовательным программам (специальные группы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом директора базовой профессиональной образовательной организации. При приеме на обучение базовая профессиональная образовательная организация обязана ознакомить поступающего, его родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3.6. При комплектовании инклюзивных групп необходимо по возможности объединять в одной группе лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сходные образовательные потребности и нуждающихся в сходных условиях получения образования. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в такой учебной группе не должно превышать 5 человек, при создании отдельной группы - 15 человек.

3.7. Распорядок дня для обучающихся в данных группах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих групп организуется в первую смену, возможно сокращение длительности занятий.

3.8. Образовательный процесс в группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться по профессиям и специальностям среднего профессионального образования при отсутствии противопоказаний к обучению по выбранной специальности (профессии).

3.9. При приеме на обучение по программам среднего профессионального образования по специальностям и профессиям технического профиля, связанным с осуществлением потенциально опасных видов деятельности, необходимо учитывать рекомендации и противопоказания бюро медико-социальной экспертизы

3.10. Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должен осуществляться с учетом их доступности. При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова», локальными актами и требованиями действующего законодательства в сфере образования.

3.11. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на следующий курс, оставление их на повторное обучение, решается в порядке, установленном локальными актами базовой профессиональной образовательной организации, требованиями действующего законодательства в сфере образования.

3.12. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, успешно освоившие основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования или адаптированную основную профессиональную образовательную программу, получают документ об образовании государственного образца о получении среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством.

3.13. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, успешно освоившие основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального обучения или адаптированную образовательную программу профессионального обучения, получают документ об образовании и (или) о квалификации по образцу, самостоятельно разработанному БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова».

3.14. Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает обязательное осуществление следующих мероприятий:

осуществление мониторинга уровня успеваемости обучающегося;

преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения;

обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;

создание доступной среды;

информирование родителей (законных представителей)  несовершеннолетних обучающихся относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.

3.15. Организация и проведение медицинских и оздоровительных мероприятий, осуществляется медицинскими работниками, находящимися в штатном расписании региональных, муниципальных учреждений здравохранения.

3.16.БПОО обеспечивать участие всех лиц с ограниченными возможностями здоровья независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

3.17. Дисциплина в базовой профессиональной образовательной организации поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающегося, толерантного отношения к обучающимся с инвалидностью и ОВЗ.

3.18. Для организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в базовой профессиональной образовательной организации созданы следующие условия:

разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность по организации обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечена универсальная безбарьерная среда;

в штате базовой профессиональной образовательной организации  имеются должности педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, тьютора, сурдопереводчика;

осуществляется  повышению квалификации и переподготовка педагогов и мастеров производственного обучения по вопросам инклюзивного образования.

3.19. Содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются:

презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства;

мастер-классы и тренинги;

трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин необходимо предусматривать подготовку выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

 

4. Обучающиеся базовой профессиональной образовательной организации

4.1. Права и обязанности обучающихся базовой профессиональной образовательной организации установлены Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.2. Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе по индивидуальному учебному плану, адаптированной образовательной программе.

4.4. Базовые профессиональные образовательные организации создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

 

5. Организация работы с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

5.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в базовых профессиональных образовательных организациях способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению.

Профессиональной ориентации  инвалидов и лиц с ОВЗ присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.

Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы в БПОО являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

 

        6. Кадровое обеспечение образовательного процесса

6.1. Для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в системе инклюзивного образования допускаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании и о квалификации.

Специалисты должны знать порядок реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

6.2. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения и облегчения адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровьям к условиям базовой профессиональной образовательной организации в штате предусмотрены должности педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, олигофренопедагога), сурдопереводчика, тьютора.

6.3. Деятельность тьюторов заключается в индивидуальной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в образовательном процессе и процессе социализации. Тьютор проводит дополнительные индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин и выработки навыков к обучению в профессиональных образовательных организациях.

Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова» заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Социальный педагог (социальный работник) осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Использование в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения обуславливает наличие  в штате БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова» соответствующих специалистов, помогающих педагогическим работникам и обучающимся использовать эти средства, содействующих в обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимающихся разработкой и внедрением специальных методик, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Задачи сурдопедагога в БПОУ РА «ГАГПК им. М.З.Гнездилова» - обучение и развитие обучающихся с нарушениями органа слуха и осуществление деятельности по сопровождению процесса их обучения в профессиональной образовательной организации.

Главная задача сурдопереводчика - способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих обучающихся в учебной и внеучебной деятельности профессиональной образовательной организации. Сурдопереводчик гарантирует обучающимся равный доступ к информации во время занятий.

Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия обучающихся с нарушениями зрения в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.

7. Финансирование

7.1. Финансирование базовой профессиональной образовательной организацией, осуществлявшего обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7.2. Размер доплат и надбавок педагогическим работникам, осуществляющим обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливается базовой профессиональной образовательной организации самостоятельно в соответствии с локальным актом об оплате труда.